Рассказ Шукшина В.М. вызвал у меня возмущение. Его действие происходит в СССР в то время, когда процветал атеизм, и люди активно отрицали то, во что веками верили их предки. Название рассказа составляет резкий контраст с содержанием, кажется, что «крепкий» мужик обязательно должен в процессе повествования проявить себя с лучшей стороны. Тем не менее, главный герой книги – Шурыгин – деревенский парень поступает прямо противоположно.
Церковь в этой деревне до поры до времени служила складом (что само по себе ужасно), потом в ней отпала надобность, и Шурыгин выступил инициатором новой идеи – снести церковь с помощью трех тракторов. Это вызвало протест со стороны старожилов деревни, но все же дело было сделано. После этого на Шурыгина ополчились практически все местные жители, преимущественно женщины, в том числе и жена, и даже мать, высказавшая опасение, что сын будет проклят.
Интересно то, что Шурыгин не преследовал какой-то конкретной цели: церковь, святыню для людей, и, к тому же, произведение искусства 17 века, уничтожил, а что делать с тем, ради чего все и затевалось – кирпичами – для него не важно.
Образ Шурыгина нельзя рассматривать однозначно. С одной стороны, он, по тем временам, поступает правильно: в стране люди неверующие, а строительный материал пропадает. И все-таки, с нашей точки зрения, его действия весьма предосудительны, и поскольку они не имели смысла, то и вовсе неприемлемы.
А то, что после инцидента так называемый «крепкий» мужик напился и поехал продолжать свое занятие к знакомому, делает его крайне отрицательным персонажем.