Д. С. Лихачев «Заметки о русском»

Я прочитал сборник заметок Д. С. Лихачева о русском, в котором он собрал свои размышления по этому поводу.

В своих заметках Лихачёв рассуждает, описывает красоту русской природы.  Главная мысль его рассказа взаимосвязь — между человеком и природой, между природа ми разных стран, между литературой и природой. Как говорит сам Лихачев:» пейзаж страны — это такой же элемент культуры, как и все прочее»; » каждая страна — это ансамбль искусств.» Эти строки показывают, что все в мире переплетено.

Я считаю, что самая главная заметка из сборника — это «Патриотизм против национализма». Эти понятия часто путают в следствие чего возникают межнациональные конфликты. Как говорится в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, что все народы равноправны и все совершают общее дело для человечества. Лихачёв определения, которые ставят четкую грань между этими двумя понятиями: » Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее.»

«Заметки о русском» дают повод поразмыслить с автором о русской культуре и ее связи с другими культурами. Главный посыл автора людям: » Культура должна быть открытой». Я согласен с этим выводом Лихачёва.

Дж. Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Я прочитал противоречивый роман Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», где главным героем является 17-летний подросток.

Холден — студент, который менял школы, как перчатки, потому что везде ему что-то не нравилось, везде он не смог сдать экзамены. И не потому что не мог выучить тот или иной предмет, а просто ему не хотелось да и не очень надо было. Например, по литературе Холден не хотел читать скучные, однообразные книги по программе, а хотел читать, то , что ему нравится. Из таких мелочей складывался его характер и виденье жизни.

Многие подростки сейчас очень похожи на Холдена. Но они не разгильдяи и лодыри, которые ничего не хотят делать, как многие взрослые и учителя склонны думать. Их ограничивают рамки. Рамки школьной программы, списков, правил и т. д.. Такие люди, как Холден , не помещаются со своим потенциалом в них. Они постоянно ищут себя, иногда нарушая устоявшиеся правила. Их главная цель и миссия раздвинуть рамки, чтобы у других «Холденов» был больший  простор для деятельности. Но таких людей, к сожалению, мало, так как слишком много критики и выговоров идёт в их сторону вначале, немногие справляются, немногие выдерживают. Всё больше в нашем мире людей серых, посредственных, обычных для которых эти рамки и есть совершенство.

Холден в рассказе может показаться грубым, вечно недовольным, безрассудным ребенком. Но и такие, как кажется безнадежные люди умеют чувствовать. Ведь в конце рассказа Холден умолял свою сестрёнку прокатиться на карусели. И когда она каталась, Холден смотрел на неё и радовался. Именно в тот момент, не смотря на все его проблемы, он оказался счастлив. Такие люди, как он часто видят что-то такое, там, где основная масса не видит ничего и никогда не увидит, потому что те самые рамки лишают людей способности придумывать, размышлять и мыслить. А раз мыслю, следовательно существую, как говорил Декарт. Автор призывает вырываться за них, и я с ним полностью согласен.

Э. Хемингуэй «Старик и море»

Я прочитал повесть Э. Хемингуэя «Старик и море», где повествуется о суровой жизни одинокого рыбака.

На Кубе жил один старик по имени Сантьяго. На жизнь себе он зарабатывал рыбной ловлей — других занятий в его краю не было. Старик был одинок, но за ним ухаживал мальчик, которого звали Манолин. Он любил Сантьяго, как родного и всячески ему помогал.

Однажды у Старика настали плохие времена. Он не мог поймать рыбу аж восемьдесят четыре дня подряд. Родители Манолина запретили своему сыну ходить с Сантьяго в море, считая его неудачником. Мальчику пришлось послушаться родителей, но он продолжал помогать Старику, ведь кроме него он не нужен был никому.

85-ый день походов в море начинался, как обычно, Манолин помог Старику донести оснастку судна. Но запрет был в силе и Сантьяго вышел в море один. Через некоторое время начало клевать и тут старик обнаружил, что к нему попался огромный марлин. Рыба была настолько сильна, что потащила лодку далеко в море, но Сантьяго решил во что бы то не встало поймать эту рыбу и прервать серию неудач.

Рыба не уставала и продолжала тянуть лодку в открытое море, но это не пугало опытного моряка — он умел ориентироваться в водном пространстве. Два дня продолжалась борьба между моряком и рыбой. Марлин был настолько огромный и сильный, что Сантьяго совсем выбился из сил. В течении двух дней у него сводило руку, было несколько ран и леска буквально въедалась в плечи рыбака. Но опыт победил! После двух дней упорной борьбы марлин сдался и мучения Сантьяго закончились — он поймал рыбу!

Рыба была поймана, но она очень далеко отплыла от берега и доплыть было трудно. Бедный изможденный Сантьяго, который питался одной сырой рыбой, собрал все силы в кулак и двинулся в обратный путь.

След от марлина оставался кровавый и на него напали акулы. Всеми  средствами отбивался от них Сантьяго, но причалив к берегу от марлина остался лишь скелет. Обескровленный, весь в ранах, потерпевший неудачу Сантьяго, побрел домой.

На утро к нему пришёл Манолин. Увидев порезы на его руках и узнав о его неудаче, мальчик заплакал. Так ему было жалко пропавшие даром труды бедного рыбака.

Порой жизнь и судьба бывают несправедливы к тем, кто трудится изо всех сил. Эрнест Хемингуэй в своём произведении показывает простую жизнь деревенского народа. Показывает искреннюю заботу, доброту и свойственное простым людям трудолюбие.

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Я прочитал рассказ Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», в котором говорится о не такой как все, попытавшейся повлиять на других чайке.

Джонатан был частью обычной Стаи чаек, где никто ничего не делал и не совершал, кроме как кормился и сидел на берегу. Лингвистона это категорически не устраивало: он очень любил летать и пытался узнать, на что способно его тело, крылья — чем их наделила природа. Джонатан не ел — он тренировался в одиночестве до изнеможения. Сотни попыток заканчивались неудачами, но он не сдавался и вскоре труды стали приносить свои плоды. Джонатан научился делать крутые пике и летать низко над водой, пока его собратья продолжали заниматься обыденными делами.

Многие в Стае презирали его, даже родители были в шоке от такого образа жизни его сына. Но Джонатан никого не слушал и продолжал гнуть свою линию.

Однажды он стрелой пронёсся мимо своих друзей на большой скорости и чуть не сбил их. Вечером был собран совет и Джонатана изгнали из Стаи. Бедный Ливингстон отказывался принимать обыденный и устоявшийся уклад жизни. Ему хотелось быть похожим на его бывших друзей.

Он улетел. Улетел далеко. В полном одиночестве Джонатан изнурял себя тяжелыми тренировками по освоению высшего пилотажа и скоростными занятиями. Однажды он повстречал двух чаек. Они очень искусно владели своими телами и с лёгкостью выполняли все элементы высшего пилотажа. Эти чайки позвали Джонатана с собой. Они привели его в место, где были такие же как он — любители летать. Здесь Джонатан встретил своего инструктора — Салливана, который учил его тому, чего до сих пор не знал Ливингстон.

Однажды он подошёл к старейшине Чиангу и решил поговорить с ним. А вскоре он научил Джонатана летать со скоростью мысли — телепортироваться.

Тогда Джонатан понял, что нужен своей бывшей Стае, понял, что свой опыт ему нужно передать — тем самым  спасти обречённых на жалкое существование собратьев. Он попрощался с Салливаном и улетел.

Позже он встретил одну чайку. Звали его Флетчер Линд. Он напомнил Джонатану его самого в детстве. Флетчер был таким же любознательным, также хотел просветить собратьев из Стаи, он также был Изгнанником. Ливингстон взял его к себе на обучение. Вскоре у него набралась целая группа учеников.

Научив всех чему умел и передав им всё что знал, Джонатан решил. Решил, что нужно возвращаться к Стае, забыть про изгнание и попытаться образумить их. Сначала Стая презрительно смотрела в его сторону, но вскоре один за другим ряды учеников Джонатана пополняли бывшие члены Стаи. Им было плевать на законы Стаи — они хотели учиться летать, хотели того, что им дано природой.

Джонатан чувствовал свою кончину, но он знал, что ученики в хороших крыльях Флетчера Линда. Таким образом Джонатан поменял уклад жизни миллионов чаек, который не менялся столетиями.

Ричард Бах в образе чаек рассказывает о жизни людей. В мире тоже есть «Джонатаны Ливингстоны», правда их немного, один на миллион. Эти личности пытаются поменять свою, а потом и чужую жизнь к лучшему, не слушая и не обращая ни на кого внимания. Они гнут свою линию, и в итоге, как правило, оказываются правы.